У киноиндустрии все хорошо: Голливуд побил в 2016-м мировой рекорд, собрав только в прокате Северной Америки $11,4 млрд. Другое дело — как он этого добился, и вот тут как раз возникают вопросы. По просьбе “Ъ-Lifestyle” ГЕННАДИЙ УСТИЯН разбирается, что смотрел весь мир 100 и 40 лет назад и как изменились наши представления о фильмах, которые стоит увидеть. Фото: кадр из фильма «Нетерпимость» (1916). Ровно 100 лет назад по итогам 1916-го стало известно, что «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита (чье «Рождение нации» стало также самым кассовым фильмом предыдущего, 1915-го года) (см. как играть в покер для начинающих) попала на первое место в кинопрокате Америки.
С одной стороны, по нынешним меркам это был примитивный фильм — зрители пошли смотреть снятые на пленку истории человеческой несправедливости от падения Вавилона в 539 году до нашей эры с участием 16-тысячной массовки до резни в Варфоломеевскую ночь в 1572-м. С другой — работавшие в молодой тогда еще индустрии кинематографисты делали все, чтобы дешевая киношка воспринималась как серьезное искусство. Но интересно, что, несмотря на коммерческий успех, «Нетерпимость» не окупила затраты на производство, которое обошлось продюсерам в немыслимые по тем временам $2 млн. То есть самый кассовый фильм года одновременно оказался и провалом.
Вышедшим на первое место фильмом следующего, 1917 года стала «Клеопатра» со звездой немого кино Тедой Барой, и символично, что переснятая в 1963-м версия с Элизабет Тейлор считается одной из самых громких неудач в истории кино, чуть не потопившей студию 20th Century Fox, притом что фильм занял 11-е место по итогам кассовых сборов года. Проблема была не в том, что зрители не пошли смотреть картину с любимой звездой, а в том, что на производство потратили больше $40 млн — сумму, которая кажется немалой даже по сегодняшним голливудским меркам.
|